I. Отражение внутреннего
Тот, кого вы зовёте Сатаной, вовсе не есть воплощение зла, но лишь зеркало, данное миру, дабы отразить суть и устремления человеческой природы. Воланд — не карающий и не соблазняющий. Он усиливает то, что уже живёт внутри вас.
Если падок ты на славу — слава и поглотит тебя.
Если сердце твоё горит любовью — мир откроет тебе врата вечности.
Если трусость укоренена в тебе — упадёшь сам, и никто не станет тебя спасать, ибо падение твоё — не кара, а самость, обращённая против тебя.
Сатана — лишь механизм, вечный фильтр бытия, его функция — усиление и проявление сокрытого. Такова истина: не судит он словами, но поступками и страстями твоими. Ты судишь себя сам, Воланд же только выставляет фигуры на доску, дабы ход игры был ясен.
II. Внутренний Суд
Справедливость, которой ты ищешь, не приходит извне. Она не внешняя, не человеческая, не общественная. Она — онтологична и безмолвна.
Ибо «каждому будет дано по вере его».
Твои деяния, мысли, чувства есть вердикт, а не обвинение. Власть Сатаны лишь в том, чтобы отразить и показать тебе твоё истинное лицо. Суд не произносят, суд всегда вершится внутри.
III. Дар тишины
Дар, что был преподнесён Мастеру и его возлюбленной, не был ни раем, ни бессмертием, ни почестями.
Он был даром тишины и покоя, тем, что человек действительно желает, но редко осознаёт.
Воланд сказал Маргарите слова, что есть великая формула власти и достоинства:
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»
Просьба — удел слабых, ожидание — удел мудрых. Таков принцип силы, что движет миром: сильный даст сам, ибо в дарении сила его лишь возрастает.
IV. Череп лжи
Череп Берлиоза — символ отказа от истины. Он есть не кара, но итог.
Он — сосуд лжи, что вместил не истину, а бренди дешёвого сорта, коим угощают того, кто отвернулся от себя.
Смерть его — логическое завершение жизни, проведённой в страхе перед правдой и в соглашательстве с иллюзией.
Такова судьба каждого, кто продаёт душу за комфорт, отвергая вызов истины.
Пусть ищущий читает не слова, а промежутки между ними, ибо там и сокрыто главное.